Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) признаёт «неотъемлемое право» любой страны на «исследования, выработку и использование ядерной энергии в мирных целях, без дискриминации». Когда я представлял Венесуэлу на Конференции по разоружению, в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) и на совещаниях по ДНЯО, я защищал этот принцип изо всех сил.
Россия собирается построить в Венесуэле первую атомную электростанцию. Вот уже давно хозяин президентского дворца Мирафлорес заявлял о своём намерении использовать в нашей стране ядерные технологии. В интервью парижской газете «Фигаро» (Le Figaro), опубликованном в сентябре прошлого года, он заявил, что Иран поможет Венесуэле в осуществлении программы использования ядерной энергии в мирных целях и что Венесуэла работает над проектом создания «ядерного городка» с помощью Ирана.
Как сообщается, электростанция, которую поставит Россия, будет иметь мощность 500 мегаватт, однако российские представители говорят о поставке двух электростанций мощностью 1750 мегаватт каждая.
Подполковник-президент заверяет, что ядерные технологии будут использоваться в Венесуэле исключительно в мирных целях. Вполне возможно, что это соответствует истине. Для нашей страны было бы безумием (хотя никто не знает, какие мысли роятся в голове вышеупомянутого персонажа) ввязываться в авантюру подобного рода, если только мы не хотим нарушить ДНЯО и Договор Тлателолко.
Я отнюдь не выступаю против использования ядерных электростанций при условии непременного соблюдения международных норм, в особенности режима безопасности, разработанного МАГАТЭ. Возможно, в относительно недалёком будущем наши источники электроэнергии окажутся недостаточными для обеспечения спроса. Этим летом мы получили первое предупреждение. Венесуэла не станет первой латиноамериканской страной, обладающей атомной электростанцией. У Аргентины их три, у Бразилии и Мексики – по одной. И пока они работают без каких-либо сбоев.
Проблема заключается в том, что в ядерных технологиях есть некая серая зона, из которой их развитие можно направить на достижение не мирных целей, и это может произойти напрямую или опосредованно. Хозяин президентского дворца Мирафлорес неоднократно заявлял о том, что Венесуэла станет «державой». И не является простым совпадением, что иранский диктатор говорил то же самое в различных обстоятельствах. Страны, стремящиеся вступить в «ядерный клуб», прежде всего стараются заполучить ядерные технологии. Бразилия, Аргентина и Мексика из всех сил стараются попасть в эту категорию. Северная Корея требует, чтобы её признали в качестве державы. Может случиться так, что под прикрытием покупки атомной электростанции и её узлов, глава Венесуэлы намеревается помочь своему «брату» Ахмадинеджаду преодолеть санкции ООН и контроль со стороны международных организаций, направленные на то, чтобы воспрепятствовать приобретению Исламской Республикой материалов, оборудования и веществ, которые могут быть использованы для создания собственного ядерного потенциала.
Однако самым главным фактором для венесуэльцев является стоимость подобного проекта. Цена строительства атомной электростанции «под ключ» колеблется между шестью и девятью миллиардами долларов. К этому следует добавить стоимость топлива (обогащённого урана) и других расходных материалов, расходы на техническое обслуживание электростанции, системы безопасности, утилизации радиоактивных отходов (что, возможно, является самым опасным из смежных видов работ) и строительство распределительных сетей. Мощность ныне действующей распределительной сети электроэнергии Венесуэлы уже на пределе, и планов её расширения нет.
Хотелось бы спросить, а кто будет управлять этой электростанцией? Ведь необходимо будет подготовить целую армию научных работников, инженеров и техников различных специальностей, которые требуются для обеспечения работы атомной электростанции. Это тоже предполагает немалые затраты, поскольку эти специалисты будут проходить обучение не в боливарианских институтах.
Постоянно происходят аварии, некоторые из них с трагическими последствиями, на нефтеперегонных заводах венесуэльской нефтяной компании Petróleos de Venezuela, Sociedad Anónima (PDVSA), а также на промышленных предприятиях Гайяны (область Венесуэлы), работники которых должны были бы уже обладать достаточным опытом, чтобы не допускать возникновения аварийных ситуаций. Поэтому мы предупреждаем: Помни о Чернобыле! Чернобыльская катастрофа была вызвана не техническими причинами, а человеческими ошибками.