Артур Шигапов: Я из поколения, на глазах которого произошла чернобыльская авария и ее ликвидация, отсюда и мой интерес к этой теме. Кроме того, меня всегда тянуло в такие места, куда обычный турист вряд ли отважится поехать, будь то "горячие точки" планеты или места знаменитых катастроф. Поэтому, узнав о желании издательства выпустить путеводитель по Зоне отчуждения на волне популярности компьютерной игры "Сталкер", я с удовольствием взялся за книгу.
В процессе работы выяснилось, что писать о какой-нибудь Индонезии легче, чем о нашем Чернобыле. Несмотря на то, что это совсем рядом по времени и расстоянию, существует настоящий информационный вакуум. Собирать информацию пришлось по крупицам. Материал кричащий: катастрофа, которой не было в истории; зачастую невероятно покореженные судьбы людей; исход населения, который сравним с 1941 годом. Книга "Чернобыль, Припять, далее нигде" - попытка привлечь внимание к теме, познакомить с ней подрастающее поколение, для которого Чернобыль – лишь декорации к компьютерной игре про монстров.
"ДП": Вы считаете себя сталкером?
А.Ш.: Я просто путешественник. Настоящие сталкеры те, кто проходят впервые. Ими, например, стали ликвидаторы, первыми вошедшие во взорванный блок. Может быть, единственный раз в жизни я был сталкером, попав в знаменитый афганский район Тора-Бора. Местный глава был очень растроган. "Ваш визит для нашего селения очень важен, вы первый турист с 1978 года", - сказал он. На самом деле сейчас уже почти нет мест на Земле, где бы ни прошлись стада немецких старушек. Некоторые из них спокойно проехали весь Афганистан автостопом или на драндулете и не считают это никаким геройством.
"ДП": В Чернобыле существовала угроза второго взрыва?
А.Ш.: Да, была ещё и майская авария, когда в 4-ом блоке чуть не загорелось разлившееся турбинное масло. Последствия грозили стать весьма печальными. Благодаря советским людям, которые отдали свою жизнь или здоровье, проблему ликвидировали в такие короткие сроки. Они бросали свои семьи, ехали добровольцами, и таких людей было много. Думается, в наши дни ликвидация заняла бы намного больше времени и с куда более тяжёлыми последствиями для всех. Кто сейчас полезет с лопатой на реактор за какие-нибудь 200 гривен? Когда оказываешься в местах произошедших событий, невольно задаешь себе вопрос: " А ты смог бы пойти?" Увы, насчет себя я не уверен…
"ДП": Поражают наши люди, которые сначала безобразно строят, зато потом проявляют героизм при ликвидации аварии. Или, например, тот факт, что за бутылку водки старались провезти через КПП из Зоны вещи с высоким уровнем радиации, выкапывали из захоронений имущество….
А.Ш.: Чернобыль – "это наше все". Здесь ярко проявилась черта национального русского характера – создать себе большую трудность, а потом с ней героически бороться. Это то, что нас отличает от европейцев. Вторая грань – раздолбайство и извечное "авось". Телевизор нужен сейчас, а мало что там будет потом. По Чернобылю можно изучать наши советские архетипы: комсомольцы-добровольцы, откровенные трусы, настоящие герои, которые набирали дозу и все равно писали заявление, что остаются, разгильдяи, вороватые интенданты ….
"ДП": Но история еще не закончилась?
А.Ш.: Срок службы саркофага, старого объекта "Укрытие", подойдет к концу в 2016 году. Его перекрытия и стены, собранные наспех дистанционным способом, приходят в негодность. К тому же конструкция не позволяет утилизировать ядерные отходы. Пока вся начинка погибшего реактора не будет изъята и захоронена, объект будет оставаться опасным. Уже много лет ведутся проектные и научные работы по разработке "Укрытия-2", которое должно будет защитить прилегающие территории от возможного загрязнения при разборке саркофага или непредвиденной аварии. Проект получил название "Новый безопасный конфайнмент". Это будет железобетонная арка высотой под 100 м и длиной более 150 м. Она должна накрыть все помещение четвертого реактора и отделить его от третьего. Необходимы также разборка и захоронение знаменитой трубы, накопившей в себе столько радиоактивной отравы, что хватит не на одно поколение чернобыльцев. Это будет очень сложно сделать технически.
Проект оценивается под миллиард долларов. Таких денег у правительства Украины нет, и оно надеется на помощь западных стран. Надежда небеспочвенна: европейцы прагматично полагают, что если на саркофаге произойдёт новая авария, то придется потратиться гораздо больше. Именно Евросоюз настоял на закрытии ЧАЭС в 2000-м году, считая её миной замедленного действия, пусть и заложенной в другом государстве. Увы, ядерная реальность не признаёт государственных границ.
"ДП": Известно, что за 12 лет до гибели Титаника вышел роман Робертсона "Тщета" до деталей описавший все, что потом произошло. Есть версия, что Титаник был противоестественным сооружением для той поры и человечество предупредили об опасности. Вы пишете про сон мастера ЧАЭС А.Красина в 1984 году про взрыв на 4 блоке. На ваш взгляд, авария была предопределена?
А.Ш.: Некоторые ученые пытались предупредить об опасности эксплуатации реактора такого типа. К тому же, объект строился с большим количеством нарушений, за предыдущие годы произошло пять аварий и 63 отказа основного оборудования. Работники КГБ на протяжении многих лет посылали донесения руководству ведомства о "систематических нарушениях технологии проведения строительно-монтажных работ на отдельных участках строительства". Их игнорировали, а однажды даже объявили взыскание за "паникерство и дезинформацию". Поэтому, авария была предопределена. Это апофеоз системы, не думаю даже, что советской, системароссийская. В каждом веке можно найти свой "Чернобыль". Неслучайно авария совпала с концом Советского Союза. Захлопнулась крышка гроба, я бы так сказал.
"ДП": Вы считаете, Чернобыльскую зону интересным туристическим объектом?
А.Ш.: Это место где есть что посмотреть и о чем подумать. Многие кто туда съездил, говорят, что вернулись оттуда совершенно другими людьми. Когда приезжаешь в такие места как ЧАЭС, вулкан Краката́у, Бандачо, где прошло цунами, начинаешь по-другому относиться к жизни, ценить сегодняшний день: восход солнца, хлеб насущный, возможность поехать в интересные места и посмотреть мир. Становится неинтересно копить на дорогой автомобиль, который можно разбить через два дня. Ты понимаешь, что все это пыль и прах, и не стоит затраченных усилий и времени.
"ДП": Вы счастливы?
А.Ш.: Сейчас да. Абсолютно.
"ДП": Как вы к этому состоянию пришли?
А.Ш.: Я приехал покорять Москву из маленького поволжского городка в конце 80-х. Было все: и ночевки на вокзалах, грязные общежития, порой нечего было есть. После окончания МИСИ (Московский инженерно-строительный институт) в 1994 году, я отслужил в армии, год прожил в родном городе и вернулся в Москву с женой и чемоданом в руке. Как любой лимитчик мечтал о квартире, машине, отдыхе на море и т.д.. К 2001 году мечты сбылись: хорошие откаты на работе, своя квартира, служебный джип, деньги, семья. Вроде бы все сбылось, а радости никакой. Все мои цели были ложными, и этот мирок, который я выстроил, счастья не принес.
В 2003 году я съездил в Тайланд по путевке. После этого полгода читал все подряд про Тайланд в Интернете, попал на сайты самостоятельных путешественников - форумы, где люди описывают свой опыт путешествий на чем угодно и куда угодно. Я понял, что мир открыт. Для реализации замыслов у меня уже были деньги, подрастали дети. Я съездил один раз, второй. Понял, что мне нравится не только путешествовать, но еще и описывать, и главное - это получается. Для меня это реализация в творческом плане. Постепенно эта деятельность вытеснила работу, а сама стала работой, которая приносит удовлетворение и какие-то скромные деньги. Но за месяц путешествия перехватывает дыхание в пять раз больше, чем дома за целый год.
"Д.П": Гонорары за путеводители платят небольшие?
А.Ш.: В нашей стране заработать хорошие деньги можно только на детективах или каких-то трэшах, которые выпускают 100 тысячными тиражами. Тогда ты можешь действительно на этом хорошо заработать и на это жить. Трэвел-литература в которой я работаю сейчас, не достигла такой популярности, но я надеюсь что это произойдет в ближайшие годы. На Западе это целая индустрия, рассказы о путешествиях издаются большими тиражами, а путеводители, вообще, миллионными. У нас пока это в зачаточном состоянии.
"ДП": А как получилась первая книга?
А.Ш.: Сначала я публиковал рассказы на сайтах, потом какие-то статьи для тайского журнала, выкладывал их в Интернете. В 2007 году на одном из форумов появилось объявление о том, что набираются авторы для путеводителей из серии с Дмитрием Крыловым. Я написал и дал ссылку на опубликованное. Сразу же пришел ответ: "Про Индонезию напишите?" Я там был уже и как раз собирался туда снова. Написал про Индонезию, потом про Тайланд, а потом когда войдешь в обойму, начинаются заказы. Но чтобы этот "зеленый свет" загорелся, нужно в свое время делать то, что тебе нравится, и это обязательно во что-нибудь выльется.